Насколько наше мнение зависит от мнения людей, которые нас окружают? Насколько другие люди влияют на наш собственный выбор?
Соломон Аш в 1951 году провел необычный психологический эксперимент, который вошел в историю психологии как «Психологический эксперимент Аша» или «Эксперимент конформизма» и показал, насколько готов один человек противостоять мнению большинства, даже когда это мнение противоречит очевидным фактам.
Проведение эксперимента Аша.
Эксперимент начинался по стандартной схеме. В аудиторию приглашали семь добровольцев, которым предстояло стать участниками «психологического эксперимента по проверке зрения». Каждый участник получал карточку с номером очереди своего ответа. Среди группы был только один реальный испытуемый, остальные актеры. Реальный испытуемый отвечал всегда последним.
Аш показывал группе две карточки большого размера. На одной карточке был изображен эталон-черная вертикальная линия на белом фоне, на второй карточке были нарисованы три вертикальные линии, различные по длине. Из этих трех линий нужно было подобрать пару линии на карточке-эталоне, равную ей по длине. Только одна из трех линий была такой же длины как линия-эталон, две другие отличались на два-четыре сантиметра.
Сначала все шесть «подсадных» помощников ученого давали единодушно-правильные ответы. В этом случае настоящий испытуемый тоже отвечал верно, выбирая такую же линию. Но с третьей карточки порядок эксперимента нарушался и все шесть актеров начинали давать один и тот же, заранее оговоренный ложный ответ. В этом случае настоящий испытуемый давал тот же неверный ответ, соглашаясь с мнением большинства.
Результат эксперимента Аша.
Серия экспериментов показала, что 75% всех испытуемых подчинялись мнению большинства и давали раз за разом неверный ответ. И только 25% испытуемых не соглашались с ошибочным мнением всей группы и высказывали свою собственную точку зрения, не взирая ни на что.
После экспериментов участников опрашивали, задавая один и тот же вопрос: «Почему Вы назвали неверный вариант, если чётко знали правильный ответ?»
Одни говорили: «Потому что не могут ошибаться все шесть человек единовременно и одинаково. Значит, это у меня проблемы со зрением». Другие соглашались, чтобы «не портить общие результаты». Третьи сознавались, что опасались насмешек и непонимания со стороны остальных. Но большинство, не задумываясь о последствиях и смысле испытания, просто присоединялось к мнению всей группы.
Эксперимент Аша показал, что если мнение испытуемого вдруг противоречит мнению большинства, испытуемый ощущает дискомфорт, и даже при абсолютной уверенности в своей правоте, предпочитает согласиться с мнением большинства.
Человек-«существо социальное». В большинстве своем, ему важно соответствовать группе, к которой он принадлежит, поэтому он постоянно сверяет свое мнение с мнением окружающих, больше заботясь о том, чтобы быть таким же, как другие, чем о том, чтобы быть правым.
Эксперимент Аша многократно повторялся и продолжает повторяться в наши дни. И раз за разом он показывает абсолютно одинаковый результат : следовать за другими людьми и избегать конфликтов предпочитают 75% испытуемых, а отстаивать собственную точку зрения, не скрывая свою правоту, лишь 25%.
Эксперимент, проведенный Ашем, внес свою лепту в понимание мотивов и поведения человека в социуме, его потребности ощущать себя частью общества, идя по пути наименьшего сопротивления. Результаты этого психологического исследования были тут же подхвачены маркетологами, политиками, «продажниками» всех уровней и активно эксплуатируются уже почти 70 лет.
Караванова Ольга