Одна женщина спросила меня, есть ли связь между ее отцовско-дочерним витиеватым прошлым и таким нескладным личным настоящим. А вы знаете, есть. Отцовско-дочерние отношения задают три вектора будущей жизни девочки:
1. Формирование искаженного либо здорового образа женской идентичности.
2. Создание нарушенных либо здоровых связей с собственной маскулинностью (профессиональная самореализация; потребность отличаться от других; установка на «зарабатывание» денег, самостоятельность и независимость).
3. Построение здоровых или не очень семейных отношений.
Психоаналитически речь идет о двух понятиях «отец»: отец воображаемый и отец символический. Воображаемый отец — это тот образ отца, который появляется в воображении ребенка и который порой не имеет никакого отношения к отцу реальному. И в этом образе, собранном из фрагментов детских представлений и фантазмов, относящихся к отцовской фигуре, отец может быть сильным и значимым, а может… наоборот.
Символический отец в лакановском психоанализе — это про символическое место отца в семейной иерархии и про то, как мать обращается со «словом» отца, олицетворяющем в глазах ребенка правила и закон.
Мы все живем внутри символических систем, как бы набрасывая на символическое реальность. Как говорил Лакан, наша реальность сплошь покрыта символами. Возьмите две абсолютно одинаковые двери и повесьте на них символическое «М» и «Ж». Что произойдет? Тут же изменится реальность: два совершенно идентичных помещения обретут разные смыслы, соответствующие ограничения и запреты. Вот так и символическое место отца в иерархии семьи в совокупности с воображаемым отцовским образом меняет реальность ребенка, становясь тем фундаментом, на котором разместятся модели отношения девочки к своей маскулинности и феминности; ее уникальность и «инаковость»; способы совладания с внешним миром и конфликтами в нем рождающимися, и ее отношение к реальным мужчинам и к себе как к женщине.
Например, если отец в семейной системе символически занимал место слабого человека, не вызывая уважения в глазах матери: не мог удержаться на работе, мало зарабатывал, пил или был тем, «кого нет», то с большой вероятностью девочка, повзрослев, создаст образ идеального мужчины-отца и станет искать того, кто может существовать лишь в ее воображении. И ее отношения с мужчинами будут нарушенными и наполненными нестабильностью, тревожностью, ощущением слабости Эго и чувством стыда за себя. А если отец занимал символическое место властного, грубого и жестокого в иерархии семьи, то девочка, как правило, разобщается со своими феминными инстинктами и либо начинает безжалостно и резко относится к другим и самой себе, либо навсегда отказывается жить собственной жизнью, становясь зависимой и принимая ту идентичность, которую на нее проецируют другие.
Влияет ли фигура отца на будущее дочери? Безусловно. Отец — эта та инстанция, которая определяет для девочки матрицу идеалов, авторитетов, ответственности, порядка, дисциплины и умения принимать решения. Но вот только речь идет скорее не о реальном отце, а об отце символическом и его образе, сформированном в детском воображении. Вот так…
Ольга Караванова
Клинический психолог