В каждой области психологии проводятся бесконечные эксперименты, доказывающие или опровергающие разные теории и гипотезы. Порой крайне неоднозначные и жестокие эксперименты с точки зрения сегодняшнего общества.
Один из таких экспериментов был проведен в 1968 году в США, учительницей 3 класса Джейн Эллиотт и получил название в психологии «Разделенный класс».
Эллиотт была убежденной активисткой по правам темнокожего населения. В городке, где она жила и работала, большинство населения было белым, а в 1968 произошло убийство чернокожего активиста Мартина Лютера Кинга-младшего. Это и послужило поводом для этого неоднозначного эксперимента. Он был призван донести до сознания младших школьников, что расизм — это очень плохо и показать что представляют собой предрассудки и дискриминация в обычной жизни.
Она поделила детей класса на две группы:
1. Ученики с голубыми глазами
2. Ученики с карими глазами.
В начале исследования Эллиотт обозначила группу детей с голубыми глазами как высшую, и присвоила им условно повышенный статус, а дети с карими глазами были назначены «представителями более низкой расы», не заслуживающими должного уважения. Эллиотт лишила кареглазую группу всех привилегий с начала эксперимента.
Голубоглазые дети могли, например, в рамках данной привилегии получить на обед еще одну порцию еды (что не дозволялась их одноклассникам с карими глазами), им было дозволено играть на новой спортивной площадке, их перемена между уроками увеличилась на 5 минут.
На группу детей с карими глазами налагались разные запреты и ограничения:
- им было запрещено пить из общего питьевого фонтана: им теперь для этой цели надо было использовать бумажные стаканчики;
- в класс они должны были возвращаться раньше на 5 минут чем голубоглазые дети;
- им было запрещено играть на новой спортивной площадке одновременно с голубоглазыми детьми, так как «это площадка для избранных»;
- все дети с карими глазами должны были носить специальную отметку, которую видно издалека-черный воротник, отличающий их низкий статус.
Кроме того, Эллиотт все время подчеркивала, что дети с карими глазами хуже и глупее детей с голубыми глазами
Отношения и поведение детей изменились практически мгновенно.
Голубоглазые дети из первой группы не только с удовольствием демонстрировали превосходство, но и начали издеваться над одноклассниками с карими глазами, всячески подчеркивая свое придуманное высшее положение, доминируя морально и даже физически. Им потребовалось всего 16 минут, чтобы превратиться «из добрых, талантливых, дружных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».
Вторая группа испытуемых детей не просто резко снизила успеваемость по всем предметам, но и демонстрировала низкую уверенность в себе, подавленность и готовность к подчинению. Кареглазые школьники начинали теряться и нервничать у доски, они были в сильном стрессе, который не позволял им эффективно учиться и вести себя обычно.
Опыт продолжался два дня.
На второй день Джейн поменяла группы ролями. Она объявила, что «вчера ошиблась», и должна признать, что дети с карими глазами лучше, чище и умнее чем голубоглазые. Она аргументировала превосходство детей с карими глазами присутствием особого пигмента меланина, который и делает их более умными и избранными. Теперь группа детей с голубыми глазами попала в угнетенное положение.
Дети с карими глазами могли бы быть милосердными к своим голубоглазым одноклассникам, ведь они понимали, что те ощущают, побывав на их месте. Но они были озлоблены и вели себя аналогично вчерашней группе без всякого сострадания.
Этот жестокий эксперимент многократно повторяли на разных группах, но его результат всегда был одинаков. И хотя этичность его находится под большим вопросом, он занимает особое место в истории психологии. Проблему расизма этот эксперимент, конечно же, не решил, но имел огромный резонанс в обществе, внеся свою лепту в понимание мотивов и поведения человека, всколыхнув тему дискриминации.
Эксперимент Джейн показал склонность человека угнетать того, кто отличается от него по каким-то условным признакам. А те, кто оказываются в роли «угнетателей», демонстрируют далеко не лучшие качества своей личности, независимо от того настоящие это предрассудки или вымышленные.
Караванова Ольга