Вы можете оставить здесь информацию об удобном для Вас способе связи (телефон или e-mail) и предпочтительном формате консультации (он-лайн или личная встреча).

Я обязательно свяжусь с Вами, как только увижу обращение. Вся информация об обращении и консультации является строго конфиденциальной.

  • Главная
  • Обо мне
  • Как я работаю
  • С чем я работаю
  • Стоимость консультации
  • Контакты
  • Статьи
Заказать услугу

Психологический эксперимент. Голубые и карие глаза.

Четверг, 18 июня 2020 / Категория Статьи

Психологический эксперимент. Голубые и карие глаза.

В каждой области психологии проводятся бесконечные эксперименты, доказывающие или опровергающие разные теории и гипотезы. Порой крайне неоднозначные и жестокие эксперименты с точки зрения сегодняшнего общества.

Один из таких экспериментов был проведен в 1968 году в США, учительницей 3 класса Джейн Эллиотт и получил название в психологии «Разделенный класс».

Эллиотт была убежденной активисткой по правам темнокожего населения. В городке, где она жила и работала, большинство населения было белым, а в 1968 произошло убийство чернокожего активиста Мартина Лютера Кинга-младшего. Это и послужило поводом для этого неоднозначного эксперимента. Он был призван донести до сознания младших школьников, что расизм — это очень плохо и показать что представляют собой предрассудки и дискриминация в обычной жизни.

Она поделила детей класса на две группы:

1. Ученики с голубыми глазами

2. Ученики с карими глазами.

В начале исследования Эллиотт обозначила группу детей с голубыми глазами как высшую, и присвоила им условно повышенный статус, а дети с карими глазами были назначены «представителями более низкой расы», не заслуживающими должного уважения. Эллиотт лишила кареглазую группу всех привилегий с начала эксперимента.

Голубоглазые дети могли, например, в рамках данной привилегии получить на обед еще одну порцию еды (что не дозволялась их одноклассникам с карими глазами), им было дозволено играть на новой спортивной площадке, их перемена между уроками увеличилась на 5 минут.

На группу детей с карими глазами налагались разные запреты и ограничения:

  • им было запрещено пить из общего питьевого фонтана: им теперь для этой цели надо было использовать бумажные стаканчики;
  • в класс они должны были возвращаться раньше на 5 минут чем голубоглазые дети;
  • им было запрещено играть на новой спортивной площадке одновременно с голубоглазыми детьми, так как «это площадка для избранных»;
  • все дети с карими глазами должны были носить специальную отметку, которую видно издалека-черный воротник, отличающий их низкий статус.

Кроме того, Эллиотт все время подчеркивала, что дети с карими глазами хуже и глупее детей с голубыми глазами

Отношения и поведение детей изменились практически мгновенно.

Голубоглазые дети из первой группы не только с удовольствием демонстрировали превосходство, но и начали издеваться над одноклассниками с карими глазами, всячески подчеркивая свое придуманное высшее положение, доминируя морально и даже физически. Им потребовалось всего 16 минут, чтобы превратиться «из добрых, талантливых, дружных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».

Вторая группа испытуемых детей не просто резко снизила успеваемость по всем предметам, но и демонстрировала низкую уверенность в себе, подавленность и готовность к подчинению. Кареглазые школьники начинали теряться и нервничать у доски, они были в сильном стрессе, который не позволял им эффективно учиться и вести себя обычно.

Опыт продолжался два дня.

На второй день Джейн поменяла группы ролями. Она объявила, что «вчера ошиблась», и должна признать, что дети с карими глазами лучше, чище и умнее чем голубоглазые. Она аргументировала превосходство детей с карими глазами присутствием особого пигмента меланина, который и делает их более умными и избранными. Теперь группа детей с голубыми глазами попала в угнетенное положение.

Дети с карими глазами могли бы быть милосердными к своим голубоглазым одноклассникам, ведь они понимали, что те ощущают, побывав на их месте. Но они были озлоблены и вели себя аналогично вчерашней группе без всякого сострадания.

Этот жестокий эксперимент многократно повторяли на разных группах, но его результат всегда был одинаков. И хотя этичность его находится под большим вопросом, он занимает особое место в истории психологии. Проблему расизма этот эксперимент, конечно же, не решил, но имел огромный резонанс в обществе, внеся свою лепту в понимание мотивов и поведения человека, всколыхнув тему дискриминации.

Эксперимент Джейн показал склонность человека угнетать того, кто отличается от него по каким-то условным признакам. А те, кто оказываются в роли «угнетателей», демонстрируют далеко не лучшие качества своей личности, независимо от того настоящие это предрассудки или вымышленные.

Караванова Ольга

Читайте другие наши события...

Сердце питается чувствами
К чему приводит материнское молчание
Чтобы помнить
Подписаться
Уведомление о
guest

guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Последние события

  • Ежегодная премия 2022 года

    ...
  • Про роль отца в жизни дочери

    Говорят, что быть родителем мужского пола и быт...
  • Про Внутреннего Критика

    Одной девочке когда-то в детстве было присвоено...
  • Про обиду

    Жила-была одна взрослая девочка, которая часто ...
  • Про гнев и метод шести шляп

    Жила-была женщина, которая не умела справляться...
  • Про фреймы

    Утро неторопливо раздвигает занавесы неба. Рожд...
  • Реверсия как механизм психологической защиты

    На днях я видела, как маленькая девочка со всел...
  • Чем отличается страх от тревоги

    Одна женщина спросила у меня, чем отличается ст...
  • Про идентификацию и субличности

    Вчера маленькая девочка спросила меня: «Кто ты?...
© 2022 Все права защищены | Копирование запрещено
Дизайн и разработка сайта  заказать сайт под ключ
© 2022 Все права защищены | Копирование запрещено
Дизайн и разработка сайта 
ВВЕРХ wpDiscuz
0
0
Буду рада вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x
| Ответить