В 1905 году Фрейд публикует свои «Три очерка по теории сексуальности», которые становятся самой значительной его работой на тему сексуальности и производят взрыв негодования в широкой аудитории того времени, всплеск недоброжелательности и морального осуждения. Выводя понятие сексуальности за узкие общепринятые рамки, Фрейд относит возникновение сексуальности к раннему детству, а не к периоду полового созревания, как считалось прежде, и утверждает, что вытесненные влечения у невротиков имеют сексуальную природу, основанную на детской сексуальности. Фрейд, проводя исследовательскую работу с 1890 года, обозначает последовательные этапы, которые проходит сексуальность в своем развитии, постепенно достигая зрелости, и связывает последовательность созревания эрогенных зон с последовательностью стадий психосексуального развития.
Что же такое сексуальность? Почему-то сексуальность обычно ассоциируется с генитальными отношениями полов, в то время как Фрейд под сексуальностью понимал «стремление к извлечению удовольствия из какой-либо части собственного тела». Первым источником удовольствия для новорожденного становится его собственное тело: он получает удовольствие от материнских прикосновений, сосания материнской груди, собственного пальца и т.д. И такое изначальное состояние, в котором пребывает младенец в первые месяцы своей жизни, Фрейд называл полиморфной перверсностью. (Полиморфный – многообразный, перверсность – извращение). Полиморфная перверсность означает, что ребенок стремится к получению удовольствия на всех тех путях, которые с точки зрения взрослого человека выглядят ненормально. И только потом, когда в результате воспитания постепенно выстраиваются барьеры стыда, морали и этики, его сексуальность направляется в какое-то определенное русло. Но, не смотря на то, что это понятие даже сегодня для многих является источником возмущения, так как понимается неправильно, эта теория позволила Фрейду объяснить, что организованная перверсия (фетишизм, гомосексуализм и т.д.), встречающаяся у взрослых, происходит от определенной фиксации на ранней стадии психосексуального развития.
Основой концепции Фрейда становятся непроизвольные органические проявления – это некоторые жизненно важные телесные функции, которые сначала исключительно физиологичны, но затем наполняются психическим содержанием. И их три: сосание (которое начинается для младенца как рефлекторный процесс, но потом наполняется психологическим содержанием); дефекация и инфантильная эрекция. В соответствии с этими тремя проявлениями Фрейд называет три главные эрогенные зоны: оральная, анальная и генитальная, связывая с ними первый и наиболее сильный опыт удовольствия.
Так от рождения и до 1,5 лет для ребенка оральное удовольствие является доминирующим: рот его главный источник наслаждения. Затем наступает стадия анальная (1,5- 3 года), на которой доминирует анальное удовольствие: ребенок овладевает сфинктерами и может, как отпустить продукты своего пищеварения на свободу, так и удержать их в себе, извлекая из этих манипуляций дополнительное удовольствие. А чуть позже ребенок обнаруживает свои гениталии и переходит на генитальную стадию. Так и определяется последовательность инфантильного сексуального развития: оральная, анальная и генитальная фаза. Каждая из этих эрогенных зон актуализируется в определенный промежуток времени и играет особую роль в нашем психосексуальном развитии.
Фрейд указывал на три принципиальных отличия инфантильных сексуальных проявлений (манипуляций, выполняемых для получения чувственного удовольствия) от зрелых:
1. Эти проявления аутоэротичны, т.е. объектом является исключительно тело субъекта;
2. Они присоединены к важной телесной функции, т.е. оральной, анальной и генитальной;
3. Сексуальная цель не выходит за рамки эрогенной зоны ввиду самодостаточности удовлетворения.
Например, для взрослого человека со зрелой психосексуальной структурой может присутствовать поцелуй в губы в сексуальных отношениях. И хотя этот поцелуй относится к оральному удовлетворению, он не является самодостаточным, т.к. не дает разрядку напряжения, а, наоборот, это самое сексуальное напряжение повышает. Сексуальной целью взрослого человека, является сексуальный генитальный акт, который и приводит к разрядке. У ребенка этого еще нет. У него оральное удовлетворение уже служит разрядкой напряжения, и не ведет к чему-то большему.
Но по мере взросления и формирования личностной структуры (Фрейд обозначал для этого подростковый возраст), эти влечения могут быть:
- Вытеснены (детская амнезия, у взрослых обычно не сохраняется воспоминаний о первых годах жизни)
- Сублимированы
- Лягут в основу черт характера:
-орального (Оральный характер – это про тенденцию к поглощению, к принятию чего-либо внутрь себя: поглощение другого человека своей любовью; предметов роскоши; знаний. И про повышенную потребность в получении удовольствия с помощью рта: курение, алкоголь, пища и т.д.);
—анального (скупость, упрямство, повышенная чистоплотность) ;
—генитального (соревновательность, упорство, отсутствие «стопоров»)
И понятно, что у каждого человека какая-то часть влечений сублимируется, какая-то будет вытеснена, а какая-то кристаллизуется в его характере.
Говоря о полиморфной перверсности, Фрейд выделил еще одну группу влечений, которая связана с эрогенными зонами лишь косвенно – это частичные (или парциальные) влечения. К ним Фрейд относил влечения к демонстрации себя, подглядыванию за другим человеком, влечение к причинению боли и жестокому обращению. Частичные (парциальные) влечения появляются не сразу, а только тогда, когда появляется объект, т.е. когда ребенок обретает способность различить себя и другого человека — где-то во второй половине первого года жизни. И проявляются частичные влечения так: когда ребенок вступает в анальную фазу, его частичные(парциальные) влечения концентрируются на анальной деятельности -у ребенка просыпается влечение к демонстрации себя сидящим на горшке, подглядываю за туалетными оправлениями других людей, влечение к вдыханию запахов и прикосновению к фекалиям. Когда ребенок вступает в фаллическую стадию, фокус интереса смещается к демонстрации своих гениталий, подглядываю за гениталиями других людей, к прикосновению и т.д.
Удовлетворение каждого из этих влечений остается самодостаточным и не зовет к чему-то большему до тех пор, пока не будет сформирована зрелая психосексуальная структура, которая объединит все эти частичные влечения под приматом генитальной зоны. После этого они потеряют свойство самодостаточности и станут единой структурой в зрелой психосексуальной организации человека, позволяя ему получать нормальное удовольствие и от демонстрации себя сексуальному партнеру, и от его созерцания, и от прикосновения к нему, и от вдыхания его запаха. Но все эти удовольствия не будут вести к понижению сексуального напряжения, а наоборот, будут его повышать, создавая необходимый потенциал энергии для завершающей цели — генитального сексуального акта. В этом и заключается объединение частичных влечений под приматом генитальности зрелой структуры в концепции сексуальности Фрейда.
Фрейд считал, что маленький ребенок — это инстинктивное существо, исполненное полиморфно-перверсными влечениями, которые еще не дифференцированы, но уже содержат в себе все последующие частные сексуальные инстинкты…
Ольга Караванова
Клинический психолог